педагог- психолог
отделения ПКРиС ГБПОУ
«Брянский строительный колледж
им. профессора Н.Е. Жуковского»
Сказкотерапия. Возможности работы со сказкой в процессе индивидуальных и групповых занятий педагога-психолога
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Сказки возвращают и ребенка и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий патенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.
В основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.
Факторы эффективности сказкотерапии:
1) Отсутствие дидактики, нравоучений
Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки,- это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. События сказки естественно и логично вытекают одно из другого, что дает возможность клиенту воспринимать и усваивать причинно-следственные связи, существующие в мире.
2) Отсутствие четких персонификаций
Главный герой в сказке- собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья и пр. Отсутствие четких персонификаций помогает ребенку, подростку или взрослому идентифицировать себя с главным героем, на примере судеб главных героев проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.
3)Образность, метафоричность языка
Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок или взрослый, читая сказку бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный в данный момент времени. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь в разные периоды жизни решать актуальные проблемы.
4) Психологическая защищенность
Признак настоящей сказки – это хороший конец. Это дает клиенту чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, выпавшие на долю героев, нужны были для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. Тот, кто совершает плохой поступок, обязательно получает по заслугам, а герой, который прошел все испытания, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
5) Наличие тайны и волшебства
Волшебная сказка как живой организм – в ней все дышит, любой предмет может ожить и заговорить, поэтому клиент может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. Это развивает способность клиента децентрироваться, вставать на место другого, позволяет ощутить многогранность Мира и свое Единство с ним.
Виды сказок:
Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские
Традиционные сказки:
- бытовые
- сказки-загадки (на сообразительность, истории хитреца)
- сказки-басни, которые проясняют ту или иную моральную норму
- сказки- притчи
- сказки о животных и о взаимодействии людей и животных
- волшебные сказки, сказки с превращениями
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. В 3-5-летнем возрасте интересны сказки о животных, с 5-ти лет ребенок идентифицирует себя с человеческими персонажами. Подросткам и взрослым могут быть интересны бытовые сказки и сказки-притчи.
Основные приемы работы со сказкой:
1. Анализ сказок
После прослушивания сказки клиенту или группе задаются вопросы:
- Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?
- Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)
- Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
- Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того или иного поступка?
- Как вы думаете, если бы в сказке были бы одни хорошие (или одни плохие герои), что это была бы за сказка?
- Зачем в сказке есть хорошие и плохие герои?
Анализ сказок может быть построен в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии.
2. Рассказывание сказок.
Прием помогает развитию фантазии, воображения, способности к децентрированию, умению ставить себя на место другого. Клиенту или группе предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица, от имени других действующих лиц сказки.
3. Переписывание сказок.
Переписывание или дописывание народных или авторских сказок имеет смысл тогда, когда ребенку или подростку чем-то не нравится сюжет или конец сказки. Это важный диагностический материал. Переписывая, дописывая, вставляя необходимые ему персонажи, клиент находит, выбирает тот вариант разрешения ситуации, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения.
4. Проигрывание сказок или эпизодов сказок.
Этот прием помогает выражать эмоции, присущие моменту, которые в обычной жизни клиент не всегда может позволить себе выразить.
5. Сочинение сказок.
Ребенок или взрослый может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе, в которой психолог указывает главных героев и место действия. В своей собственной сказке клиент отражает свою проблемную ситуацию и способы ее разрешения. Сочинение сказок может быть индивидуальным и групповым. В группе каждый может сочинить свою сказку на заданную тему или же группа может сообща сочинить сказку.
6. Рисование по мотивам сказки.
Рисование по мотивам сказки точно так же может быть индивидуальным или групповым. В группе каждый может нарисовать свой рисунок или же группа может сделать рисунок сообща, когда каждый последовательно вносит свой элемент в картину. Этот прием имеет и диагностический и терапевтический смысл.
Цель психологического упражнения:
Формирование у участников группового занятия компетентностей в области преодоления конфликтных ситуаций на примере урегулирования конфликта между главными героями сказки «Лиса и Заяц».
Психологический смысл упражнения:
Используя такие приемы работы со сказкой как анализ и переписывание сказки, участники занятия выбирают, находят наиболее подходящие, по их мнению, варианты разрешения конфликтной ситуации.
Психологические задачи:
1. обучить методам анализа конфликтной ситуации на примере сказки
2. познакомить с основными принципами и задачами составления программы примирения, используя прием переписывания сюжета сказки
3. содействие формированию ценностных ориентиров участников занятия через обсуждение поведения и мотивов действий персонажей сказки.
Формы, приемы и методы работы:
Групповое занятие с элементами тренинга – дискуссия, ролевая игра, индивидуальная работа и работа в группах, рассказывание, анализ и переписывание сказки.
Предполагаемые результаты:
- развитие навыков конструктивного диалога
- активизация творческого патенциала, расширение знаний о человеческих взаимоотношениях
- хороший конец переписанной сказки даст участникам чувство психологической защищенности, так как в этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
Время проведения – 60 мин.
Категория участников: подростки 14-18-ти лет.
Материалы: листы бумаги, ручки, карточки с вопросами для дискуссии
Введение
Психолог:
В жизни бывает немало конфликтных ситуаций, связанных с бытовыми проблемами, так, что даже близкие люди, родственники, друзья оказываются втянутыми в выяснения отношений. Сегодня мы на примере русской народной сказки «Лиса и Заяц» рассмотрим конфликт, связанный с жилищным вопросом. Нам будет необходимо рассмотреть события с разных сторон, подумать, как выстроить коммуникацию между персонажами с разными точками зрения, составить программу примирения. Нам предстоит урегулировать конфликт между главными героями сказки, нам отведена роль миротворцев, а не судей.
Зачитывается текст сказки или предлагается видеозапись.
Примерный алгоритм анализа конфликтной ситуации сказки:
1. Работа в группах, для каждой группы предлагаются карточки с вопросами для дискуссии.
Карточка №1
Вспомните стратегии разрешения конфликта (избегание – уход от конфликта, проблема остается неразрешенной; приспособление –одной из сторон к целям и интересам другой; соревнование- выигрывает одна из сторон конфликта; компромисс- решение принимается путем переговоров на основе уступок с обеих сторон) и ответьте на вопросы:
- Как разрешился конфликт между Лисой и Зайцем в данной народной сказке?
- Насколько, по вашему мнению, помогло разрешению конфликта привлечение «третьих лиц» (Собака, Медведь, Бык, Петух)?
- Может ли данное разрешение конфликтной ситуации способствовать переходу конфликта в скрытую стадию с последующим возобновлением?
Карточка №2
Ответьте на вопросы:
Что из себя представляют главные герои сказки Лиса и Заяц? Какими психологическими характеристиками обладают? Почему ведут себя так, как описано в сказке? Был ли, по вашему мнению, у Лисы заранее разработан план захвата избушки или она пошла на поводу сиюминутного желания, ее решение не было обдуманным?
Карточка №3
Ответьте на вопросы:
Как Вы думаете, существовал ли момент, позволявший предупредить перерастание проблемы в конфликт?
Мог ли Заяц не пустить коварную Лису в свою избушку или обговорить с нею условия и время ее проживания на его жилплощади?
Могла ли Лиса отказаться от установки «Жилье любой ценой!» или рассмотреть другие варианты решения своей проблемы?
Психолог:
В народной сказке случилось то, что случилось. Однако, в нашей власти переписать конец сказки так, чтобы проблема была решена конструктивно, был найден компромисс между сторонами конфликта.
Давайте проведем ролевую игру «Лиса и Заяц» и составим программу примирения.
Этапы игры:
1. Выбрать желающих на роль Лисы и Зайца, остальные присутствующие играют роль миротворцев. Миротворцам необходимо представить аргументы, которые убедят Лису и Зайца в необходимости встречи.
2. Лиса и Заяц рассказывают о своих переживаниях по ходу сказки и на данном этапе, что поможет снять предубеждение, сбросить негативные эмоции.
3. Лисе и Зайцу предлагается ответить на вопросы: что можно сделать, чтобы помириться, какие варианты могут быть рассмотрены? Возможно ли достигнуть примирения, если пойти на взаимные уступки?
4. Миротворцы могут предлагать свои рекомендации.
Психолог:
Итак, Лиса и Заяц, вы договорились о некоторых вещах. Помните о том, что мир будет до тех пор, пока каждая сторона будет соблюдать договоренности.
В любом случае, и Лиса и Заяц сделали вывод о том, что безвыходных ситуаций не бывает, особенно, если на помощь приходят компетентные, заинтересованные в конструктивном разрешении конфликта лица. Все присутствующие приобрели опыт, который в дальнейшем можно использовать для правильного выстраивания взаимоотношений и оказания помощи нуждающимся. Вот и сказке конец. Кто был с нами – молодец!
Рефлексия
- Что вы приобрели в ходе занятия?
- Что показалось сложным, что простым?
- Что вызывало у вас трудности и какие?
- Какие имеются вопросы и пожелания?
Литература:
1.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.- СПб.: Речь, 2014.-160с.
2.Школьный психолог / методический журнал для педагогов-психологов, июнь 2013
3. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения/ авт.-сост. Е.Д. Шваб, Н.П. Пудикова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 90 с.
Материалы для скачивания: