Компетенции родителей, практика и нетворкинг: каким будет новый ММСО?
В презентации программы приняли участие:
Сергей Шатунов, директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Министерства Просвещения РФ;
Михаил Кожевников, президент Группы компаний «Просвещение»;
Максим Казарновский, директор АНО «Московский международный салон образования», сооснователь платформы ММСО.Коннект.
В прошлом году перед организаторами стояла непростая задача — перевести мероприятие полностью на онлайн-площадку. Сегодня, подчеркнул директор ММСО Максим Казарновский, появилась возможность вернуться к привычному очному формату:
«Совсем скоро Салон образования сможет снова открыть свои двери и создать ту неповторимую атмосферу, которой он всегда славился. На офлайн-площадке все участники и представители профессионального сообщества педагогов наконец-то смогут обменяться энергией, которая накопилась за полтора года».
Очный формат, по традиции, будет дублироваться онлайн. Но в этот раз, по словам спикера, ММСО пройдет в обновленной реальности — как и все образование в целом.
«Новая реальность в нашем обществе и в образовании строится по двум параллелям: традиционная форма и цифровой двойник, который позволяет строить коммуникацию по-новому. В течение трех дней мы будем исследовать линию от дошкольного до высшего и корпоративного образования. Поговорим о том, как строится жизнь в новой реальности, как справляются с переменами региональные системы образования, конкретные образовательные учреждения, семьи», — рассказал Максим Казарновский.
Программа ММСО приурочена к масштабному конкурсу «Учитель года», и 6 октября у всех участников впервые будет возможность послушать лучших педагогов страны. Большая учительская неделя, пояснил Сергей Шатунов, завершится 10 октября концертом в Кремлевском дворце, где будут чествовать педагогов-победителей.
«В этом году в конкурсе много новаций, например, впервые в жюри участвуют дети — победители и призеры „Большой перемены“. Ученики будут вручать педагогам свой приз. Помимо конкурса „Учитель года“ проходят еще два значимых мероприятия — „Директор года“ и „Воспитатель года“», — прокомментировал спикер.
Новая реальность дала волю системе образования в целом и каждому педагогу в отдельности. Появилась свобода выбора технологий, которые можно использовать для организации обучения. Представители бизнеса стали полноценными участниками образовательного процесса. Максим Казарновский подчеркнул:
«Возможности бизнеса сильно модернизируют образование, давая палитру технологий, которые помогают строить образовательный процесс в новой реальности».
Главный стратегический партнер ММСО в этом году — ГК «Просвещение». Михаил Кожевников, президент группы компаний, обозначил две острые проблемы, с которыми сегодня столкнулась вся сфера образования, и раскрыл пути их эффективного решения:
«Во-первых, инфраструктура пока не готова обеспечить всех детей пригодной системой дистанционного взаимодействия. Во-вторых, сами учителя оказались не готовы к новым форматам обучения. Поэтому перед министерством и бизнесом стоит большая задача перезагрузить систему педагогического, дополнительного, профессионального образования, для того чтобы учителя смогли освоить не только необходимые предметные знания, психологию, но вместе с тем были сильны в функциональной и цифровой грамотности».
В планах «Просвещения» — представить на ММСО все флагманские проекты по оснащению школ, профессиональные и предпрофессиональные модули, которые уже есть в школах или планируются к поставке. Еще, по словам Михаила Кожевникова, эксперты образовательного интегратора и самого крупного издательства учебной литературы будут говорить о цифровой безопасности, развитии исследовательской и проектной деятельности, функциональной грамотности, предпрофильной подготовке и профориентации.
«Мы не забыли и о тех важных вопросах, которые были до пандемии: решение конфликтов в школе, мотивация и вовлеченность детей в учебный процесс. Большой пласт материалов будет посвящен дошкольному и начальному образованию, цифровым проектам. Ведь расширение границ новой реальности будет происходить прежде всего в цифровом формате. Будут появляться новые онлайн-платформы, контент, методики диагностики и оценивания. Мы составим первоочередные задачи, которые „Просвещение“ в партнерстве со всеми участниками образовательного рынка планирует решать в течение нескольких лет», — пояснил эксперт.
Как и в большинстве сфер, в образовании без точечных изменений невозможна масштабная трансформация. Максим Казарновский рассказал о новом образе учителя, который очень важно смоделировать уже сейчас, в условиях изменившейся реальности:
«На ММСО будет отдельная проектная сессия, посвященная новой роли учителя и компетенциям, которые должны встроиться в систему подготовки кадров для соответствия новой реальности. Совместно с институтами развития образования и „Академией Просвещение“ планируется большая проектно-стратегическая сессия, на которой мы попробуем воссоздать новый образ педагога».
Сергей Шатунов пояснил: обмен опытом, живая коммуникация, новые знакомства и партнерство — именно те возможности, которые предоставляет ММСО традиционного формата:
«Учителя в этом году смогут прикоснуться к живой, настоящей образовательной среде. В их распоряжении будет большая федеральная площадка, которая рассказывает обо всем, что происходит в образовании. Один из ключевых элементов ММСО в этом году — качественная образовательная среда, доступная каждому».
Ни одна образовательная повестка не обходится без прямого диалога с родителями. О вовлеченности семей в образование, формате новых технологий и развитии детских талантов рассказал Михаил Кожевников:
«Направления, связанные с педагогами, действительно очень важны. Но не менее важно все то, что связано с родителями. „Просвещение“ в прошлом году запустило „Родительский университет“. Задача проекта — серьезный разговор с родителями о новых возможностях, задачах и ограничениях, которые есть в новой реальности».
Изменился мир, изменились технологии, все педагогическое сообщество подстроилось под новые реалии. Традиционный формат взаимодействия родителей и педагогов тоже трансформировался. И в этом, уверен Сергей Шатунов, есть много позитивных моментов:
«Благодаря пандемии мы смогли увидеть, как работает учитель, смогли наблюдать всю кухню. Мы привыкли приводить ученика в школу, сдавать его как в какой-то банк, и узнавать, что там происходит, только на родительском собрании. Сейчас появились большое количество инструментов и мы стали понимать, что в действительности происходит в школе, наладилась обратная связь».
Московский международный салон образования в этом году пройдет с 6 по 8 октября на площадке «Крокус Экспо». Вся программа будет транслироваться на интерактивной платформе ММСО.Коннект.