Коллекцию раритетов Петергофа представят в Баварии под эгидой программы «Русские сезоны в Германии»
С 14 декабря 2019 года по 15 марта 2020 года во во дворце Шецлера в Аугсбурге (Максимиллианштрассе 46) будет проходить выставка раритетов из коллекции Государственного музея-заповедника «Петергоф». Этот выставочный проект организован Министерством культуры Российской Федерации под эгидой программы «Русские сезоны в Германии».
Петергоф – парадная летняя резиденция русских императоров под Санкт-Петербургом на берегу Финского залива. Замысел ее создания и первоначальная планировка принадлежат Петру Великому, первому российскому императору, в честь которого Петергоф и получил свое название. Особую славу Петергофу принесли задуманные царем знаменитые фонтаны, которые, поражая многоводностью и разнообразием своих форм, стали поистине душой резиденции.
Судьбы хозяев «фонтанной столицы России» тесно связаны с историей и традициями Германии. Династические браки с немецкими принцессами укрепляли русско-немецкие отношения. Петергоф неоднократно выступал местом дипломатических встреч и посольств. Немецкие архитекторы активно участвовали в формировании облика царской резиденции. Родившийся в Баварии И. Ф. Браунштейн вместе с А. Шлютером – первые зодчие Петергофа, создатели его легендарных дворцов: Монплезира, Марли, Эрмитажа. Из Саксонии происходил знаменитый петергофский садовый мастер П. Эрлер. В собрания владельцев резиденции входили творения немецких художников, скульпторов, мастеров декоративного искусства, в том числе, созданные на производствах Аугсбурга.
Аугсбург - город, достигший в XVIII веке культурного расцвета. Вольный имперский город Аугсбург в это время являлся культурным и экономическим центром на перекрестке многих международных путей, резиденцией епископов обеих конфессий, а также очень продуктивным очагом художественного творчества. Санкт-Петербург и Аугсбург обнаруживают многочисленные точки соприкосновения: в Аугсбурге изготавливали изображения дворцов и прочих архитектурных сооружений из Санкт-Петербурга и его окрестностей. В свою очередь в Санкт-Петербурге творили аугсбургские художники, там, сидя за праздничным столом, ели из аугсбургской серебряной посуды и пользовались столовыми приборами из имперского города.
XVIII столетие – поистине золотой век и Петергофа. Выставка демонстрирует взлет русской культуры, произошедший в это столетие вследствие интенсивного освоения отечественными мастерами европейского художественного опыта. Среди экспонатов выставки: личные вещи российских императоров, их костюмы и парадные портреты; ценнейшие предметы из убранства их дворцов, например, живопись и шпалеры из дворца Монплезир, где Петр Великий положил начало первой художественных коллекций в России, или тронное кресло из Большого Ораниенбаумского дворца; произведения европейских и китайских мастеров, приобретенные Романовыми для своих резиденций, уникальные изделия русских мастеров. Представленные раритеты из коллекции петергофских дворцов-музеев наглядно знакомят с историей Российской империи и судьбами ее правителей. За долгое столетие – от Петра Великого до Екатерины II – на русском престоле сменилось девять монархов, личные вкусы, увлечения и характер каждого из которых отразились в облике Петергофа. Экспонаты такого уровня и мемориального значения впервые покидают стены петергофских музеев для представления баварскому зрителю.
Сегодня музей-заповедник «Петергоф» во всем своем великолепии ежегодно встречает более 5 миллионов гостей. Исключительный статус Петергофа – как самого посещаемого музея России и хранителя традиций ее императорской культуры – дает уверенность в том, что выставка «Царские коллекции. Раритеты Петергофа» в аугсбургском дворце Шецлер станет впечатляющей встречей для европейского зрителя.
Источник: Официальный ресурс Министерства культуры Российской Федерации